Консалтинговая группа «Альпийский ветер»

Создание автоломбарда

В настоящее время особой популярностью пользуется деятельность автоломбардов, т.е. выдача денежных средств под залог движимого имущества. Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон о ломбардах), содержит положения, регулирующие деятельность ломбардов по предоставлению денежных средств под залог движимого имущества.

Создание автоломбарда аналогично созданию обычной коммерческой организации в форме ООО или АО, основными видами деятельности которой являются деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (ОКВЭД 64.92.6), соблюдения обязательных требований к содержанию в фирменном наименовании слова "Ломбард" и соблюдения обязательных требований к учредителям (участникам, акционерам) и органам управления.

Уставный капитал коммерческой организации (ООО или АО) регистрируемой в качестве ломбарда или автоломбарда может быть минимальным – 10000 рублей.

В соответствии с законом о ломбардах, ломбардами признаются субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества, а также хранение движимых вещей.

Федеральным законом № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" от 21.12.2013г. установлены правила в области кредитования населения ломбардами и кредитными организациями.

При выдаче займа физическому лицу в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, ломбард обязан соблюдать требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Также ломбард осуществляет свою деятельность по выдаче потребительских займов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах» в части, не противоречащей Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)».

Деятельность ломбарда подотчетна Банку России несмотря на то, что ломбард не является кредитной организацией, согласно закону о ломбардах в финансовой, банковской и микрофинансовой сфере. Обязанностью ломбардов является сдача ежеквартальной отчетности и выполнение предписаний Банка России. При этом Банк России вправе осуществлять в отношении ломбардов и иные функции: обращение в суд с иском о ликвидации ломбардов, контроль соответствия структуры управления ломбардом и совершаемых им сделок требованиям действующего законодательства о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Следует учесть, что ломбард не вправе иметь статус микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Но согласно части 3 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ломбарды осуществляют микрофинансовую деятельность с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах».

Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду установлен запрет заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может быть расценена как незаконная банковская деятельность, если данная деятельность будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.

Законодателем обозначен перечень возможных действия ломбардов на рынке оказания услуг населению, но с определенными ограничениями. В силу п.4 ст.2. Закона о ломбардах, ломбард может заниматься только предоставлением краткосрочных займов гражданам под залог движимого имущества, хранением вещей, а также оказанием консультационных и информационных услуг. Согласно отдельным положениям Закона о ломбардах, ломбард может осуществлять и иную деятельность: реализация заложенного имущества, в том числе и с публичных торгов; обеспечение сохранности и товарного вида движимых вещей, передаваемых на хранение; страхование риска утраты или повреждения движимых вещей, передаваемых ломбарду на хранение либо под залог (указанная деятельность является обязанностью ломбарда); оценка стоимости вещей, передаваемых на хранение либо под залог.

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность и отсутствие вредных воздействий, исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.

Требования к органам управления ломбарда:

1. Членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом ломбарда не могут являться:
1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа некредитных финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет;
2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

Требования к учредителям (участникам), акционерам ломбарда:

1. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда.
2. Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда, обязано направить уведомление в ломбард и в Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.
3. Уведомление, установленное частью 2 указанного закона, направляемое в ломбард и в Банк России, должно содержать информацию о наличии (об отсутствии) судимости лица, которое получило право распоряжения 10 и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал ломбарда.
4. Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда.
5. Если уведомление, предусмотренное частью 2 указанного закона, не получено ломбардом или из указанного уведомления следует, что лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, имеет право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда, не соответствует требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) ломбарда не учитываются.

Требования к подготовке и обучению кадров ломбарда.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008г. № 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 2 Положения руководитель ломбарда должен утвердить перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что обучение в организации проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) плановый инструктаж;
в) внеплановый инструктаж;
г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях;
д) самостоятельное изучение работником законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативно-правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

 
Ответственность руководителей и сотрудников ломбарда.

Статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Юрист
ООО «КГ «Альпийский ветер»
Кириенко Евгения
«01» августа 2016 г. 

Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает услуги по подготовке документов для проведения государственной регистрации автоломбарда.