Компания вправе защищать свое наименование от подобных нарушений в гражданско-правовом порядке, обратившись в суд с требованием пресечь действия, нарушающие право на фирменное наименование, а также возместить убытки. Кроме того, можно требовать защиты, обратившись в ФАС России или Роспатент. Так, если для этого есть основания, можно просить возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
С какого момента фирменное наименование подлежит охране
Фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица. Необходимости в его специальной регистрации нет ( см. п. 146 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).Если организация изменяет само название, выступающее частью официального наименования, право на новое фирменное наименование возникает только со дня государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы организации (п. 146 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10). Именно с этого момента новое фирменное наименование будет охраняться законом.
В каких случаях право на фирменное наименование нарушено
Оценивая наличие или отсутствие нарушения, следует учитывать, что оно возникает, когда другое лицо использует наименование, тождественное вашему фирменному или сходное с ним до степени смешения. Это возможно в следующих случаях:- компания использует ваше наименование, выдавая его за свое. Это запрещено, если сфера вашей деятельности аналогична. Нарушителем будет признано то юридическое лицо, запись о котором появилась в ЕГРЮЛ позже (п. 3 ст. 1474 ГК РФ, Позиция ВС РФ);
- компания использует идентичные вашим товарные знаки, что приводит к заблуждению потребителю и (или) контрагентов. Право на фирменное наименование в этом случае будет защищаться, если в отношении иного средства индивидуализации возникло исключительное право или был установлен приоритет позднее, чем возникло право на фирменное наименование (п. 6 ст. 1252 ГК РФ);
- компания использует тождественное или похожее на ваше фирменное наименование доменное имя (www.______). В судебной практике встречается позиция, когда суд с учетом конкретных обстоятельств признал использование доменного имени, сходного до степени смешения, нарушением исключительного права на фирменное наименование (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 9833/09).
Тождественность наименование и его сходство до степени смешения. ГК РФ не дает определения этим терминам. Как правило, на практике под тождественностью понимают полное используются всех элементов фирменного наименования без изменений, а при сходстве могут быть несущественные отличия, которые позволяют сохранять ассоциацию с наименованием. Важно помнить, что различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования само по себе не означает, что права на него не нарушены (п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 152 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10). Нарушением исключительного права на фирменное наименование может быть признано использование фирменного наименования, к которому добавлено характеризующее либо уточняющее слово. Аналогичная деятельность — это деятельность двух компаний, охватываемая одним классом и одним подклассом видов экономической деятельности по ОКВЭД, если не будет доказано иное (п. 2 Справки, утв. Постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 04.09.2015 N СП-23/25). Это касается и фактической деятельности, а не только той, что отражена в документах. |
Как защитить право на фирменное наименование в гражданско-правовом порядке
Прежде всего проверьте, можете ли вы требовать защиты права на фирменное наименование, а затем определитесь с требованиями. После этого вы можете предъявить претензию нарушителю (в некоторых случаях это обязательно), а если он не удовлетворит ее - обратиться за защитой в суд.Кто вправе обратиться за защитой права на фирменное наименование
Это может сделать юридическое лицо, которому принадлежит фирменное наименование, поскольку именно оно является обладателем исключительного права (п. 1 ст. 1474 ГК РФ). В связи с этим в судебной практике можно встретить позицию, что не может обратиться за защитой права на фирменное наименование не сама организация, а, например, ее участник (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 06.08.2021 N С01-894/2021).Какие требования можно заявить нарушителю или суду
Вы, в частности, можете потребовать от нарушителя:- изменить фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с вашим, или прекратить его использовать в отношении аналогичных видов деятельности. Учтите, что выбрать из этих двух вариантов вправе сам нарушитель (п. 4 ст. 1474 ГК РФ, Позиция ВС РФ). Обратите внимание, что п. 4 ст. 1474 ГК РФ предусматривает возможность заявить указанные требования только в отношении аналогичных видов деятельности, поэтому рекомендуем в требовании конкретизировать их;
- возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 1474, пп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ);
- пресечь действия, нарушающие право на фирменное наименование или создающие угрозу его нарушения (пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ). В судебной практике встречается позиция, что такое требование можно, в частности, заявить, если другое лицо использует в доменном имени и/или на сайте обозначение, сходное с фирменным наименованием (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.07.2021 N С01-1123/2021).
Можно ли заявить требование о компенсации вместо возмещения убытков
Нет. Требовать компенсации вместо возмещения убытков правообладатель может только в случаях, прямо предусмотренных Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 1252 ГК РФ). Для случаев нарушения исключительного права на фирменное наименование Гражданский кодекс РФ такой возможности не предусматривает.Когда необходимо предъявить досудебную претензию к нарушителю
Закон требует этого в случаях, когда спор относится к компетенции арбитражного суда и при этом одновременно соблюдаются следующие условия (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ):- вы требуете возмещения убытков;
- и вы, и нарушитель - юрлица и/или ИП.
Как предъявить претензию нарушителю
Специальных правил для случаев защиты права на фирменное наименование закон не предусматривает. Вы можете составить ее по общим правилам в письменной форме, указав, в частности, в чем заключается нарушение права на фирменное наименование и каковы ваши требования.В остальном вы можете руководствоваться теми же правилами, по которым можно составить претензию по договору. Несмотря на то, что в данном случае требования следуют не из договора, претензия составляется по тому же принципу.
Направьте претензию по правилам отправки юридически значимых сообщений.
Как обратиться в суд
Руководствуйтесь правилами составления и подачи исков в арбитражный суд. Поскольку фирменное наименование является средством индивидуализации, споры о нем, независимо от субъектного состава лиц, участвующих в деле, относятся к компетенции именно этого суда (п. 1 ст. 1474 ГК РФ, Позиция ВС РФ).В иске обязательно укажите ваши требования, опишите, в чем заключается нарушение права на фирменное наименование, приведите расчет убытков, если вы заявляете требование об их взыскании. К иску приложите подтверждающие документы.
Распространяется ли исковая давность на требования, возникающие из нарушения права на фирменное наименование
Это зависит от тех требований, которые вы планируете заявить.Верховный Суд РФ указал, что исковая давность распространяется на требования о возмещении убытков, причиненных неправомерным использованием фирменного наименования (п. 152 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
Относительно иных требований о защите исключительного права на фирменное наименование нет однозначного подхода. Можно встретить судебную позицию, что на них тоже распространяется общий срок исковой давности (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.04.2019 N С01-279/2019). Однако встречается также позиция, что право на фирменное наименование является нематериальным благом, в связи с чем общий срок исковой давности к требованиям о его защите не применяется (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 N 12АП-15863/2019).
Когда и как можно обратиться в ФАС России
Использование обозначения, тождественного фирменному наименованию другой организации или сходного с ним до степени смешения, при определенных условиях может признаваться недобросовестной конкуренцией.По вашему заявлению о наличии признаков такого нарушения ФАС России может возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства. И по результатам его рассмотрения комиссия может выдать нарушителю предписание изменить или ограничить использование фирменного наименования, если вы как правообладатель подали соответствующее ходатайство (п. 7 ст. 1252 ГК РФ, ст. 14.6, пп. "л" п. 2 ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции, п. 5.3.10 Положения о ФАС России).
Заявление в ФАС России можно подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа (ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, п. 3.4 Административного регламента, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339).
Рассмотреть заявление антимонопольный орган по общему правилу должен в течение месяца со дня его представления (ч. 4 ст. 44 Закона о защите конкуренции). А в случае отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства вы можете оспорить отказ в арбитражном суде (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2).
Когда и как можно обратиться в Роспатент
Осуществляет государственную регистрацию товарных знаков и рассматривает в административном порядке связанные с ней споры Роспатент (п. п. 5.4.3, 5.8.1 Положения о Роспатенте).Вы можете обратиться в Роспатент, если в отношении однородных товаров другим лицом подана заявка на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с вашим фирменным наименованием. Если право на фирменное наименование возникло раньше даты приоритета регистрируемого товарного знака, эти обстоятельства являются основанием для отказа в государственной регистрации (п. 8 ст. 1483 ГК РФ).
Обратиться в Роспатент вы, в частности, можете после публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации товарного знака. Такое обращение должно быть составлено в письменном виде и содержать (п. 1 ст. 1493 ГК РФ, п. 106 Административного регламента, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483):
- регистрационный номер рассматриваемой заявки;
- документально подтвержденные сведения о несоответствии заявленного обозначения требованиям п. 8 ст. 1483 ГК РФ. Рекомендуем, в частности, указать сведения и представить доказательства, подтверждающие, что вы фактически используете фирменное наименование при осуществлении однородных видов деятельности. На необходимость этого указывает сам Роспатент (п. 5 Информационного сообщения Роспатента от 10.06.2020).
Пример Полное фирменное наименование АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕМЕЙНАЯ КЛИНИКА "ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИНСТВО" ОГРН 1075405015564 от 14 июня 2007 г. имеет частично сходное наименование с полным фирменное наименованием ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИНСТВО". Организации осуществляют аналогичную деятельность. Нарушителем в этом случае может быть признано АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕМЕЙНАЯ КЛИНИКА "ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИНСТВО" ОГРН 1097746120746 от 06 марта 2009 г., зарегистрированное под тождественным или сходным наименованием от 06 марта 2009 г. (позже), даже если оно начало аналогичную деятельность раньше (п. 3 ст. 1474 ГК РФ, Позиция ВС РФ). Сокращенное фирменное наименование: ООО Медицинский Центр "Здоровье и Материнство" отличается от сокращенного фирменного наименования: АО "Семейная Клиника "ЗИМ". Сокращенное фирменное наименование: ООО Медицинский Центр "Здоровье и Материнство". Полное и соглашенное фирменное наименование Акционерного общества на иностранном языке не зарегистрировано, поэтому не подлежит охране. Собрание акционеров может принять решение о добавлении в устав общества полного и соглашенного фирменного наименование общества на иностранном с последующим внесением изменений в ЕГРЮЛ. |
Если Вы хотите принять меря для охраны фирменного наименования либо защитить его от выявленного нарушения - просто позвоните нам: + 7 (495) 133-03-25, доб. 102. Наши специалисты помогут оценить ситуацию и выбрать подходящий метод.