Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает услуги по защите фирменного наименования юридического лица.
Фирменное наименование — это название организации, которое выделяет ее среди других участников правоотношений (ст.1473 ГК РФ), повышает уникальность и узнаваемость. Оно закрепляется в учредительных документах создаваемого юридического лица и вносится в ЕГРЮЛ, а используется:
- в документах;
- на вывесках;
- на печатях;
- иногда в рекламной продукции.
Оно состоит из обозначения организационно-правовой формы и непосредственного названия. Наименование должно соответствовать установленным требованиям (о языке, о запрете на использование наименования госорганов и др.), иначе в регистрации может быть отказано.
При этом компания не имеет права использовать фирменное наименование, которое идентично или схоже до степени смешения с названием другого лица, занимающегося аналогичной деятельностью (ч. 3 ст. 1474 ГК РФ). То есть фирменное наименование подлежит правовой охране в соответствии с законом. Поэтому при нарушении право на него можно защитить.
Законодательство закрепляет исключительное право использования фирменного наименования за его владельцем (ст. 1474 ГК РФ). Однако объем прав, возникающий при регистрации ООО или АО, ниже, чем у собственника товарного знака, поскольку фирменным наименованием нельзя свободно распоряжаться (продавать, передавать иным способом).
ФНС не имеет права отказать в регистрации другой компании лишь на том на основании, что ее название аналогичного или схожего до степени смешения с чужим фирменным наименованием. То есть юридическое лицо не защищено полностью от незаконного использования своего наименования другим юридическим лицом.
Способы защиты фирменного наименования
От нарушений фирменное наименование можно защитить следующими способами:- при его незаконном использовании компанией с таким же ОКВЭД возможна защита в судебном порядке с требованием о смене наименование и взыскании компенсацию. Но для последнего необходимо доказать убытки, причиненные совпадением названий;
- предотвратить нарушение, защитив наименование как бренд в виде товарного знака. Так, в отличии от ФНС Роспатент откажет конкуренту в регистрации его наименование в виде товарного знака, если оно совпадает с вашим. А за незаконное использование названия, являющего товарный знаком, в судебном порядке можно просить не только устранить нарушение, но и выплатить компенсацию за нарушение права интеллектуальной собственности, либо компенсировать размер стоимости проданных товаров по вашей цене, либо двойной стоимости контрафакта. При этом доказать надо только факт использования.
Преимущества регистрации фирменного наименования как товарного знака в Роспатенте
Можно выделить следующие преимущества регистрации фирменного наименования как товарного знака:- право распоряжаться им (сдать в аренду по лицензионному договору, продать и т.п);
- право на государственную охрану и защиту;
- право на охрану доменного имени по наименованию товарного знака;
- такой товарный знак может содержать не только наименование, но и изобразительные элементы, цветовые сочетания (логотип).