Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена возможность предоставления дополнительных прав участнику (участникам) общества, помимо прав, перечисленных в законе. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 2 ст. 8).
Идея дополнительных прав заимствована из германского права, однако, в нем дополнительные права участника ООО оформляются дополнительным соглашением (договором) общества с участником и, как правило, привязываются к его доле, а, следовательно, при отчуждении доли они могут переходить к новым участникам общества. В отличие от этого российское законодательство считает дополнительные права не относящимися к долям собственности в капитале общества и принадлежащими персонально участнику общества и потому не переходящими к приобретателю в случае отчуждения его доли или части доли (абз.2 п.2 ст.8, абз.2 п.2 ст.9 закона об ООО).
Все права участников (основные и дополнительные) должны быть перечислены в уставе общества. Если в процессе деятельности юридического лица принято решение о предоставлении участнику (участникам) общества дополнительных прав, необходимо внести изменения в учредительные документы ООО, и только после регистрации указанных изменений дополнительные права приобретают силу для третьих лиц (ст. 52 ГК РФ).
Дополнительные права, закрепленные в уставе, могут предоставляться всем участникам либо определенному участнику (участникам) общества, и могут быть предоставлены любому участнику общества независимо от того, каков размер его доли, а также от того, является участник физическим или юридическим лицом. Таким образом, права участников одного ООО могут значительно отличаться по объему. Такая ситуация вполне законна и может служить вопросам гибкого регулирования во внутренней политике ООО, однако, поскольку часть участников будет обладать определенными привилегиями, со стороны остальных участников может возникнуть негативная реакция. Законом не установлены конкретные правила относительно указания участников, для которых уставом предусматриваются дополнительные права – это могут быть отдельно поименованные лица, либо возможно установление требований, при соответствии которым участник наделяется дополнительными правами. Таким образом, данный инструмент может использоваться в целях защиты прав любого участника Общества.
Институт дополнительных прав можно рассматривать в качестве механизма, позволяющего учесть все особенности участия лиц в бизнесе, достигая тем самым соблюдения баланса их интересов, а также в качестве эффективного инструмента оптимизации управления в организации путем, например, ограничение полномочий руководителя Общества или закрепление решения отдельных вопросов за тем или иным участником (за исключением случаев, когда в законе установлен строгий кворум принятия конкретных решений, например, принятие таких решений, как реорганизация или ликвидация общества, внесение в устав положения, предусматривающего право участника общества на выход из общества, решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника (участников) общества о внесении дополнительного вклада и (или) заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада, денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждаются решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно).
В связи с тем, что Законом об ООО и другими нормативными правовыми актами не предусмотрен конкретный перечень дополнительных прав, уставом возможно предусмотреть любые дополнительные права (кроме тех, которые могут ущемлять права других участников общества). Сфера применения института дополнительных прав достаточно широка и может способствовать учету достаточно большого спектра особенностей деятельности и управления в организации.
Чаще всего предусматриваются права отдельных участников общества на получение дополнительного вознаграждения из чистой прибыли (так, ФАС Поволжского округа в качестве дополнительного права участника признал возможность выплаты ему дивидендов непропорционально размеру вклада, сумма дивидендов, превышающая ту, которая подлежит выплате участнику в соответствии с его долей в уставном капитале облагается НДФЛ), либо особый порядок распределения прибыли между участниками Общества.
Кроме того, уставом может быть предусмотрено предоставление особых полномочий и преимуществ отдельным участникам при голосовании на общем собрании, например, когда определенному участнику предоставляется право вето на общем собрании (например, если участник, наделенный подобным правом, проголосует против принятия конкретного решения, то оно будет считаться непринятым), либо наделение участника большим числом голосов, чем те, которые соответствуют размеру его доли в уставном капитале. Таким образом, у участника есть возможность сохранить контроль за деятельностью Общества во всех или определенных вопросах, даже он не обладает большой долей в уставном капитале. Это могут быть как управленческие вопросы (избрание руководителя), так и вопросы имущественного характера (заключение Обществом сделок по распоряжению имуществом Общества, приобретению имущества).
Отдельно следует сказать о дополнительных правах, связанных с ликвидационным остатком (квотой). Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда при учреждении общества один из участников в качестве взноса в уставный капитал внес помещение, а остальные – денежные средства. В случае ликвидации участник, внесший помещение, хотел бы получить его обратно, однако, если не закрепить данное право в уставе, то в соответствии с законодательством ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 58 Закона об ООО) распределяет оставшееся после расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества следующим образом: в первую очередь осуществляется выплата участникам распределенной, но невыплаченной части прибыли, во вторую очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между участниками пропорционально их долям в уставном капитале, при этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В этом случае участник не сможет потребовать у ликвидационной комиссии отдать в качестве ликвидационной квоты имущество, внесенное им в уставный капитал общества. В данной ситуации в уставе общества можно предусмотреть, что определенный участник в случае ликвидации общества вправе получить определенное имущество. Однако, стоит обратить внимание, что участник имеет право получить имущество пропорционально своей доле в уставном капитале; это значит, что если размер доли участника, обладающего дополнительным правом на получение определенного имущества, будет недостаточен для получения данного имущества, то реализация дополнительного права частично или полностью невозможна.
Подобную ситуацию можно рассмотреть также в связи выходом участника из Общества. В соответствии с п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу, а общество обязано выплатить ему действительную стоимость его доли в уставном капитале (определяется на основании бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период) или, с согласия этого участника, выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, вышедшему из общества участнику не гарантируется получение конкретного имущества, внесенного им в уставной капитал. Для того чтобы обезопасить себя от потери имущества, в уставе общества можно предусмотреть дополнительное право участника при выходе из общества требовать предоставления определенного уставом имущества.
На практике возникают также иные спорные ситуации, связанные с имуществом общества. Так, например, при внесении в уставный капитал имущества, у участника возникает вопрос, как обезопасить данное имущество и не допустить его отчуждение обществом. В соответствии с действующим законодательством, внесенное в уставный капитал имущество становится собственностью общества, и общество вправе распоряжаться им по своему усмотрению. В этом случае возможно установить дополнительное право — согласие на распоряжение имуществом общества, согласия на заключение любых сделок, связанных с распоряжением имуществом. Указанное право позволяет ограничить полномочия руководителя организации в решении вопросов, связанных с отчуждением, сдачей в аренду, передачей в залог, внесением в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы хозяйственных обществ (товариществ) и любым иным распоряжением конкретным недвижимым имуществом.
Кроме перечисленных дополнительных прав, уставом общества могут быть предусмотрены и иные права, например, право участника назначать одного из членов правления или совета директоров общества; право на получение информации о деятельности общества в большем объеме, чем предусмотренный законодательством; право быть представителем общества; право участвовать в работе общих собраний хозяйственных обществ, участником или акционером которых выступает данное общество; право участника присутствовать на заседаниях совета директоров или коллегиального исполнительного органа, дополнительное право доступа на определенные объекты, принадлежащие обществу.
На практике часто возникает вопрос о правомерности установления права участника давать согласие на совершение единоличным исполнительным органом общества определенных действий, в том числе на совершение определенных сделок, отчуждение определенного имущества и т.д. Представляется, что законодательство не содержит ограничений к установлению такого права участников.
Прекращение или ограничение дополнительных прав может осуществляться двумя способами, а именно:
1) прекращение или ограничение дополнительных прав по решению общего собрания участников общества:
- если дополнительные права были предоставлены всем участникам общества, то решение об их прекращении должно быть принято всеми участниками общества единогласно;
- если дополнительные права были предоставлены определенному участнику (участникам) общества, решение принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник общества, которому принадлежат дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие (п. 2 ст. 8 закона об ООО)).
2) участник общества, которому предоставлены дополнительные права, может добровольно отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом обществу; дополнительные права участника прекращаются с момента получения обществом указанного уведомления.
Особое внимание следует обратить на то, что ограничить или отменить дополнительное право возможно только при согласии самого участника, наделенного таким правом, что также является для него дополнительной гарантией защиты.
Стоит сделать вывод, что институт дополнительных прав обладает большим потенциалом при использовании вместе с соглашением об осуществлении прав участников и позволяет осуществить более тонкую «настройку» механизма взаимоотношений между партнерами по бизнесу. Данный институт может стать эффективным инструментом корпоративного управления.
Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает услуги по подготовке документов и проведению государственной регистрации и внесению любых изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью и ЕГРЮЛ.