К кому переходят права присоединяемого юридического лица
В соответствие с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении одного юридического лица к другому, к последнему переходят права и обязанности присоединенной компании.Кроме того, в соответствие с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» равным образом согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Это положение подтверждает многочисленная судебная практика. Например, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018 г.) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 г.), Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 г. № 307-ЭС20-11335 по делу № А56-7237/2018 и т.д.
Однако, вопросы правопреемственности по контрактам (выполненным и выполняемым (действующим)) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» имеют некоторые особенности.
Правопреемственность по выполняемым (действующим) контрактам при реорганизации через присоединение
В силу п. 5 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.Тем самым законодательно определена обязанность личного исполнения государственного (муниципального) контракта (договора), которая обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Сложилась вполне однозначная судебная практика, подтверждающая это. Она не только указывает на практическое применение запрета на перемену стороны контракта, но и чётко обозначает, что в случае замены исполнителя необходимо удостовериться, что она произошла исключительно вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В качестве подтверждения указанных доводов приводим примеры судебных решений и разъяснительных писем государственных органов:
1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.09.2016 г. № Ф05-12749/2016 по делу № А41-18341/2015
Обстоятельства: Определением произведена замена стороны по делу на его правопреемника в связи с уступкой истцом права требования к ответчику по муниципальному контракту на основании договора цессии.
Решение: Определение отменено. Вопрос о процессуальном правопреемстве передан на новое рассмотрение, поскольку суд произвел процессуальную замену стороны по делу, в том числе и по встречному исковому заявлению о расторжении муниципального контракта, хотя смены подрядчика как стороны муниципального контракта на правопреемника не произошло.
2. Письмо Министерства финансов РФ от 31.10.2017 г. № 24-03-08/71520 в ответ на обращение «О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в случае его реорганизации в форме разделения.
Исходя из вышесказанного можно однозначно говорить о том, что положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен закрытый перечень случаев, при которых допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя). При исполнении контракта таким частным случаем перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) является его реорганизация в виде присоединения.
В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, положения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не регулируют порядок исполнения договора, в том числе возможность перемены контрагента по договору.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки Положения.
В соответствии с п. 7 ст. 448 ГК РФ установлено, что, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путём проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Таким образом, если заказчик в положении о закупке предусмотрел, что закупка будет осуществлена путём проведения торгов, то замена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается.
Иными словами, Заказчик вправе самостоятельно определить порядок перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) в положении о закупке. Однако, это напрямую касается ситуаций со сменой исполнителя, если он не является правопреемником организации-исполнителя, по действующему контракту в сфере закупок (Письмо Министерства финансов РФ от 27.12.2018 г. № 24-02-05/95539 в ответ на обращение «О перемене исполнителя, если он не является правопреемником организации-исполнителя, по действующему контракту в сфере закупок»). Т.е., правопреемство организации-исполнителя при его реорганизации в форме присоединения (п. 2 ст. 58 ГК РФ) по действующему контракту в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» допустимо и не противоречит закону.
Важно отметить, если закупка начата в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то преобразованное лицо вне зависимости от своей организационно-правовой формы продолжит применять нормы закона, по которым закупка начата.
Кроме того, правопреемник вправе принять решение о расторжении договоров, заключенных до реорганизации юридического лица или о продолжении исполнения договоров преобразованным юридическим лицом.
Правопреемственность по выполненным контрактам в контексте сохранения опыта присоединённой организации
В соответствие с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ для всех участников закупки заказчик устанавливает единые требования.В силу п.3 ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ Правительство РФ по отношению к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок может устанавливать дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Если начальная (максимальная) цена контракта или нескольких контрактов при проведении совместного конкурса или аукциона составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик определяет дополнительное требование об исполнении (с учётом правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключённого в соответствии с Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. При этом стоимость исполненных обязательств по контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Исключение составляет осуществление закупок, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ определено, что Правительство устанавливает перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи. Таким постановлением является Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 (ред. от 31.10.2022 г.) «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 2571).
Пп. «б» п. 3 Постановления № 2571 вводит определение опыта исполнения договора. Опытом исполнения считается опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки».
Если приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки» предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.
Опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учётом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приёмки объекта капитального строительства, акт приёмки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно Постановлению № 2571 наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должна подтверждаться:
- исполненным договором;
- актом выполненных работ, подтверждающим цену выполненных работ;
- положительным заключением экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, на основании указанных норм, по всем позициям Приложения к Постановлению № 2571 опытом исполнения договора признается опыт, полученный участником за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учётом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).
При этом Постановлением № 2571 определены чёткие критерии подтверждения опыта участника закупки, который должен представить акт выполненных работ, который:
- подтверждает цену выполненных работ и является последним актом;
- должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Положениями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ не определён общий перечень требований к участникам закупок — каждый заказчик самостоятельно определяет и закрепляет эти требования в положении и документации о закупке. Это могут быть основные или единые требования, которые применяются во всех закупках без исключения, и дополнительные требования, которые предъявляются в зависимости от специфики конкретной закупки. При этом, устанавливая требования, важно соблюдать принципы Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, такие как равноправие, измеряемость требований, отсутствие необоснованного ограничения конкуренции.
Закон не запрещает устанавливать квалификационные требования к участникам закупки. Важно, чтобы эти требования были соразмерны предмету закупки. К таковым относятся: опыт выполнения работ, оказания услуг, аналогичных объекту закупки. Контрольные органы часто признают такое требование неправомерным, однако суды могут поддержать заказчика (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020, Решение ФАС России от 08.08.2018 г. № 223ФЗ-570/18 и Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2016 г. № Ф06-8366/2016).
В случае наличия такого квалификационного требования к участнику закупки в положении, к нему также могут быть применены условия универсального правопреемства юридического лица в форме присоединения, что позволит учесть опыт присоединённой компании в закупках.