Дмитрий Осмоловский уже 18 лет возглавляет Консалтинговую группу "Альпийский ветер", которая занимается оказанием юридических, оценочных, аудиторских услуг услуг. Как держаться столько лет на плаву, да еще так, чтобы постоянно увеличивать перечень консалтинговых услуг, Дмитрий поделился с нами в коротком интервью.
—Давайте начнем с предсказуемого вопроса: как запустить успешный бизнес?
Тут столько нюансов. Коротко и не опишешь. Наверное, самое главное — иметь идею и сформировать сильную профессиональную команду, которая будет гореть работой и максимально выкладываться для общего результата.
—Дмитрий, я часто слышу от Ваших коллег, особенно молодых, что открыть сейчас юридический бизнес нереально, что огромная конкуренция на рынке. Они говорят: «Вот раньше в 90-е, можно было работать» … Дмитрий, у вас опыт есть и в 90х и 2000ых, чтобы Вы могли сказать по этому поводу?
— Я уверен, что это в корне не так. Я думаю, что как раз сейчас и стоит открывать юридический бизнес, потому что пришло время цивилизованного рынка и чем больше будет появляться новых компаний, чем больше они будут укрупняться, тем активнее будет происходить развитие российского юридического рынка. В 90-х было время так называемых «коллег-решальщиков», рынок был дикий, арбитражные суды выносили порой взаимоисключающие решения, консультировать по налогам не имело смысла, потому что всегда можно было решить вопросы коррупционным путем. Я полагаю, что сегодня более подходящее время для открытия консалтинговой компании, нежели в 1990-ые годы.
— Опишите среднестатистический портрет сотрудника консалтинговой компании на ваш взгляд (навыки, качества, характер).
— Первый раз задав себе вопрос «Какой же он, сотрудник консалтинга?» почти 20 лет назад, я все это время находил разные ответы. Постоянно подбирая себе людей, периодически корректировал критерии… И до сих пор не перестаю думать о том, каких же людей ищу.
Во-первых, это совершенно точно человек, умеющий добиваться результата. И только тот, кто делает это одинаково качественно. Даже если клиент сложный, погода отвратительная, а уровень собственной мотивации – на нуле. То есть настоящий профессионал в классическом понимании.
Второе, это тот, кто умеет работать в команде, договариваться. Все проекты — это взаимодействие большого количества людей, нужно понимать их интересы и находить компромиссы.
Третье — это человек с системным мышлением. Он должен уметь разложить любой вопрос на составляющие, объяснить логические связи между элементами и работать в созданной им структуре.
Четвёртое — человек, который быстро учится, а, главное, независимо от возраста и грейда, хочет и не боится учиться. Тот, кто способен находить даже в самой, казалось бы, неинтересной работе, то, что потом поможет стать сильнее.
Пятое — амбициозный в плане личного и профессионального развития человек. Я полагаю, что амбиции в области карьеры и материальных благ на первом месте — это не про консалтинг. Поэтому считаю, что правильные амбиции — это желание становиться лучше каждый день, интерес извлекать уроки из поражений (без них никуда!) и, конечно, стремление побеждать.
— Дмитрий, как Вы считаете, какие инструменты привлечения клиентов наиболее актуальны на сегодняшний день? С чего начинать молодой компании, у которых нет рекомендаций?
Очень многое зависит от направления самой практики. В зависимости от этого алгоритмы привлечения клиентов будут совершенно разными. Если это корпоративная практика, то подойдет реклама в интернете. Можно сделать сайт, выложить личные статьи и информацию о специалистах компании, оплатить рекламу в Яндекс или Гугл. Лично я против баннеров на улице и активной рекламы возле метро. Потребители должны знать, что обращаются к специалистам в своей области.
Чтобы Вы пожелали молодым консультантам, кто планирует начать свою частную практику?
Нужно начинать со специализации! Нужно понять, кто будет этими Первым, Вторым и Третьим клиентом, кто позволит Вам почувствовать уверенность в профессии. Мне кажется, что нужно начинать именно с этого, объяснив клиенту почему Вы, молодые и энергичные, справитесь с задачей лучше, чем кто-либо иной в данном сегменте.Клиенты всегда увидят, как вы работаете! Они оценят вашу работу.
— Дмитрий, ну на последок, ради чего стоит начинать свой бизнес в консалтинге?
Ради конечного результата – созданного тобой профессионального объединения коллег, а также результата, которого мы достигаем в работе над сложными делами! Мы всегда стремились строить свою работу вокруг клиента, чтобы клиент работу видел и ценил!