Это новое для России явление, называемое в развитых странах «гринмейл», по сути своей есть один из способов вымогательства и является неотъемлемым спутником корпоративных отношений. Сегодня явление гринмейла становиться особенно актуальным для российских предприятий.
Итак, гринмейл — это деятельность, направленная на получение сверхприбыли посредством спекуляций или злоупотреблений своими правами акционеров (участников) по отношению к предприятию.
Методы корпоративного вымогательства весьма многообразны. Можно выделить два из них как основные:
- Захват предприятия посредством перехвата управления (смены исполнительных органов);
- Понуждение предприятия выкупить собственные акции (доли) по значительно завышенной цене.
Описание видов гринмейла
Первый имеет целью — поглощение предприятия вопреки интересам его аффилированных лиц (крупнейших акционеров и менеджеров предприятия).
Технологии используются преимущественно агрессивного характера:
- единовременная, четко организованная скупка акций (долей) предприятия у мелких акционеров (участников);
- грубое давление на сопротивляющихся действиям гринмейлера руководителя и менеджеров предприятия посредством угрозы уголовного преследования (обычно успешно предпринимаются попытки возбуждения уголовных дел по фактам финансово-хозяйственной деятельности предприятия), а так же угроз другого рода;
- привлечение всех проверяющих деятельность предприятия государственных органов с целью саботажа работы предприятия; активная публикация в СМИ неблагоприятных для руководителя, менеджеров и самого предприятия компрометирующих информационных материалов, в том числе распространение слухов о скором банкротстве предприятия, возбуждении уголовных дел в отношении администрации и т.д.
Следует отметить, что такого рода деятельность доступна крупным структурам, обладающим значительными связями с силовыми ведомствами и властью, штатом высококвалифицированных юристов, специалистов по работе с прессой и неограниченными (по отношению к самому объекту поглощения) финансовыми возможностями. Предпринимающая попытку поглощения структура, как правило, значительно крупнее самого объекта поглощения.
Второй имеет целью понуждение предприятия, обычно в судебном порядке, к выкупу у гинмейлера собственных акций (долей) по значительно завышенной цене.
Технология этого метода следующая:
- Первый этап гринмейлер становится акционером (участником) Вашего предприятия, приобретая небольшой пакет акций (долей), позволяющий использовать законодательство об АО или ООО для юридических действий, целью которых является саботаж финансово-хозяйственной деятельности предприятия (например: пакет акций более 10% даёт возможность гринмейлеру требовать созыва внеочередных общих собраний акционеров буквально каждый день).
- Второй этап, как правило, самый продолжительный и состоит из многочисленных судебных разбирательств, с количеством и сложностью которых штатные юристы Вашего предприятия обычно справиться не в состоянии, и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия всеми возможными государственными проверяющими органами.
Опасность корпоративного шантажа достаточно велика прежде всего в силу его неожиданности и неспособности предприятия выдержать давление, поскольку гринмейлеры никогда не нападают на сильные структуры или предприятия, готовые к такому нападению. Поэтому одним из наиболее эффективных методов борьбы с корпоративным шантажом являются мероприятия профилактического характера, суть которых заключается в организации максимально эффективной системы защиты до момента нападения.
Построить систему эффективной защиты возможно на любом этапе. Однако, чем быстрее Вы обратитесь к нам, тем меньше будет временных и материальных затрат. Важно не только создать свой бизнес — не менее важно уметь его защитить!