Федеральным законодательством установлен ряд ограничений для граждан РФ, обладающих иностранным гражданством, в частности, они не вправе занимать ряд государственных должностей, находиться на государственной или муниципальной службе (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. п. 6, 7 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Пункт 7 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В целом, граждане РФ, имеющие двойное гражданство сохраняют полный спектр прав и обязанностей сторон на территории обоих государств.
1) Возникает ли обязанность гражданина РФ, получающего второе гражданство иностранного государства и не отказывающегося от гражданства РФ — информировать какие-либо органы в РФ о приобретённом иностранном гражданстве и в какие сроки?
О втором гражданстве до августа 2014 года можно было не уведомлять. После внесения изменений в Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» в обязанности россиян стала входить обязанность сообщить о наличии второго паспорта или вида на жительство в иностранном государстве. Важно! Такой обязанностью обладают граждане РФ, уже получившие второе гражданство иностранного государства или вида на жительство в иностранном государстве, а не находящиеся на стадии их получения. От обязательного освобождаются лица с гражданством Республики Таджикистана и граждане РФ, на постоянной основе проживающие за границей.
Так согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
А гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации и не подавший уведомление о наличии иного гражданства, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Иными словами, гражданин РФ, получивший в качестве второго гражданства – гражданство иностранного государства, обязан в течение 60 дней с момента его приобретения обратиться с уведомлением в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном или районном уровне по месту жительства гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ, получивший в качестве второго гражданства – гражданство иностранного государства, но находящийся за пределами России, обязан обратиться с таким уведомлением не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Федеральным законом чётко прописан порядок подачи уведомления о наличии иного гражданства.
Так, в соответствие с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).
Согласно ч.7 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» к уведомлению о наличии иного гражданства прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).
В случае подачи уведомления о наличии иного гражданства, уполномоченным представителем лица, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» закреплено, что формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Такие, форма и порядок подачи уведомления о наличии иного гражданства утверждены Приказом МВД России от 31.12.2019 г. № 994 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, и уведомлений о прекращении у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2020 г. № 58165). По сути, указанный Приказ МВД дополняет и конкретизирует части 5-7 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» в части порядка подачи уведомления о наличии иного гражданства.
Частью 9 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрена возможность освобождения от обязанности подавать уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Данное правило распространяется как на граждан РФ, так и на законных представителей граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности, имеющих гражданство иного государства либо документ, подтверждающий право их постоянного проживания в иностранном государстве. Однако, в настоящее время правовые основания для освобождения от выполнения рассматриваемой обязанности отсутствуют.
2) Какая ответственность предусмотрена за несообщение о втором гражданстве (административная и уголовная)?
Ответственность за нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве предусмотрена ст. 19.8.3 КоАП РФ.
В соответствие со ст. 19.8.3 КоАП РФ объектом административного правонарушения, являются общественные отношения, связанные с установленным порядком управления в сфере миграции. Объективная сторона правонарушения может заключаться:
- в несвоевременной подаче уведомления о наличии иностранного гражданства (подданства), права на постоянное проживание в иностранном государстве;
- в предоставлении уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения.
К административному наказанию могут быть привлечены граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство или законные представители такого гражданина в соответствие со ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации», совершившие указанное правонарушение умышленно или по неосторожности.
Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей.
Кроме того, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (ст. 330.2 УК РФ).
В отличие от административной ответственности субъективная сторона преступления - прямой умысел, т.е. когда лицо не желает исполнять свою обязанность по подаче уведомления о наличии второго гражданства. Полагаем, что законный представитель может действовать с косвенным умыслом, например в случае, когда он не знает точных данных о дате и основании приобретения иного гражданства представляемого им лица.
К уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство. Им может быть также законный представитель несовершеннолетнего либо недееспособного лица. Преступление считается оконченным, если такое лицо не подало соответствующее уведомление в установленный 60-дневный срок. Наказание за данное преступление не предусматривает лишение свободы. За совершение данного преступления граждане могут быть наказаны штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо обязательными работами на срок до 4 часов.
Практика применения ст. 330.2 УК РФ очень скудная, последнее обнародованное решение датировано 2017 г. (Приговор Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 1-374/2017).
3) Влияет ли получение второго гражданства на статус юридических лиц — участником или акционеров которых является гражданин РФ (и которые созданы или приобретены им как гражданином РФ и которые являются резидентами по законодательству РФ (ООО, АО, ЗАО), т.е. созданы в РФ и по законам РФ), который планирует получение второго гражданства?
Может ли влиять второе гражданство — гражданство иностранного государства на получение льгот, субсидий, помощи для юридических лиц (ООО, АР, ЗАО) где такой гражданин является участником? Т.е. ограничивает ли это возможность получения льготных кредитов, освобождение от НДС и другие преференции, которые представляются юридическим лицам в РФ? А также есть ли какие-либо ограничения или ужесточения по Налоговому законодательству в такой ситуации?Получение второго гражданства ограничивает непосредственное участие такого гражданина в учреждении (участии), владением долей или акциями в:
- организации, осуществляющей деятельность средства массовой информации (ст. 7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020 г.) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.);
- частной охранной организации (ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 (ред. от 27.12.2019 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).
Налоговое законодательство РФ различает статусы организаций-субъектов налогообложения исходя из законодательства, в соответствии с которым они образованы.
Так, п. 2 ст 11. НК РФ выделяет:
- российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и международные компании,
- иностранные организации - иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Налоговый Кодекс РФ не делает различий в порядке и специфике налогообложения юридических лиц (организаций) на основе гражданства их участников или наличия у участников статуса резидента РФ.
Таким образом, для юридического лица гражданство (резидентство) его участника/акционера не имеет налоговых последствий. В частности: на возможность получения обществом льгот по НДС, предусмотренных налоговым законодательством, не влияет получение его участником (акционером) второго гражданства.
Однако важно! Для самого участника/акционера как физического лица, статус резидента влияет на ставку НДФЛ при выплате дохода – дивидендов: для резидента она составляет 13%, для нерезидента – 15% (п.3 ст. 224 НК РФ).
Статус резидента сохраняется, если физическое лицо пребывает на территории РФ не менее 183 дней в году (не обязательно подряд). Статус резидента не теряется, если человек отсутствует в России длительное время по причине лечения за границей или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).
В части налогообложения доходов, получаемых физлицом-нерезидентом в РФ есть и другие особенности, предусмотренные главой 23 НК РФ, а также действующими международными соглашениями РФ во избежание двойного налогообложения.
В отношении НДС и налога на прибыль необходимо обратить внимание на следующее. Если юридическое лицо совершает сделки со своим участником (акционером), доля участия которого (непосредственного или косвенного) составляет более 25%, и который не является резидентом РФ, а сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей, то такие сделки подлежит обязательному контролю со стороны налоговых органов на предмет обоснованности примененных сторонами цен (п.1 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Кроме этого, при исчислении налога на прибыль предусмотрено нормирование процентов по полученным от иностранного гражданина (или взаимозависимого с ним лица) займам, если сумма процентов по сделке за календарный год превысит 60 млн. руб. (п.1.1 ст. 269 НК РФ), либо если размер задолженности по таким займам более чем в 3 раза превысит собственный капитал заемщика-юридического лица (п.3 ст. 269 НК РФ). (В общем случае проценты по займам включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль в полной величине, без нормирования).
Обособленно от вопросов налогового законодательства следует упомянуть Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", который устанавливает определенные ограничения для иностранных инвесторов при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлен ст.6 Федерального закона № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года.
Вопросы субсидирования, кредитования юридических лиц и предоставление льгот юридическим лицам определены Бюджетным кодексом РФ. Решения о предоставлении субсидий и льгот определяются соответствующими нормативные правовые и муниципальными правовыми актами. Так согласно ч.3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определяют категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий и т.д.
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1492 (ред. от 30.12.2020) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2021 г. определяет только общие требования к нормативно-правовым актам, в которых должны быть отражены, в том числе и категории и (или) критерии отбора получателей субсидий. Так, в качестве требований, предъявляемым к юридическим лицам - участникам субсидирования относятся:
- участники отбора - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);
- участники отбора не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
Таким образом, законодательством не определены нормы, напрямую влияющие на возможность субсидирования и льготного кредитования юридического лица в виду получения его участником – физическим лицом второго гражданства. Однако не исключено, что нормативно-правовыми актами и муниципальными правовыми актами, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, созданными для конкретных программ субсидирования – такой критерий отбора юридического лица может содержать, и это не позволит заявить обществу о своем участии в программе субсидирования. Но это необходимо рассматривать уже в контексте конкретной программы субсидирования и кредитования.