— Артем, мы собрали самые распространенные вопросы, с которыми на практике сталкиваются участники сделок. Главный из них: для совершения сделок с участием каких лиц необходимо получить разрешение, выдаваемое Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации?
— На основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, совершаются сделки между:
- резидентами и лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия;
- лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия;
- лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, и иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
— Таких ситуаций несколько. Разрешение не понадобится, если:
- сделки осуществляются с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, подконтрольными российскими юридическими или физическими лицами. То есть их конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические или физические лица. Но есть дополнительное условие: информация о контроле над ними должна быть раскрыта налоговым органам РФ в соответствии законодательством;
- безвозмездные сделки осуществляют резиденты-физические лица, при этом сделки влекут возникновение права собственности на ценные бумаги/доли, отчуждаемые иностранными физическими лицами или физическими лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, при условии, что стороны данных сделок являются супругами или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
- сделки, влекущие возникновение права собственности на ценные бумаги, отчуждаемые физическими лицами, являющимися иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, если они осуществляются резидентами-физическими лицами в размере, не превышающем 1 рубль, при условии, что стороны данных сделок являются супругами или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
— Здесь все просто. Как и в других ситуациях, для определения необходимости обращения в Правительственную комиссию в целях получения разрешения на совершение сделки с участием лиц из недружественных государств, в соответствии со статьей 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям: родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
— Артем, известно, что активы, являющиеся предметом сделки, предварительно должны быть оценены. В каких именно случаях требуется проведение независимой оценки рыночной стоимости актива для подачи заявления на получение разрешения Правительственной комиссии на совершение сделок с участием лиц из недружественных государств?
— Оценка рыночной стоимости актива, подлежащего отчуждению, а также получение заключения эксперта от саморегулируемой организации, членом которой является оценочная компания, необходимы при согласовании сделок, направленных на отчуждение долей/ценных бумаг российских хозяйственных обществ лицами из недружественных государств.
— Вы обратили внимание на то, что оценку в целях получения разрешения на сделку от Правительственной комиссии могут проводить не все компании. Какие оценочные компании и саморегулируемые организации вправе заниматься этой деятельностью? Чья оценка устроит Правительственную комиссию для принятия заявления?
— Чтобы заявление на получение разрешения для совершения сделок, связанных с отчуждением долей/ценных бумаг российских хозяйственных обществ лицами из недружественных государств, приняли, необходимо обращаться за оценкой и экспертным заключением в оценочные компании и саморегулируемые организации, которые рекомендует непосредственно сама Правительственная комиссия.
— Артем, требуется ли уплатить государственную пошлину или другие налоги, сборы за совершение сделок, для которых необходимо получить разрешение Правительственной комиссии?
— Да, такая обязанность действительно установлена для лиц из недружественного государства. Они должны:
- направить в федеральный бюджет денежные средства в размере не менее 10 % от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке (в случае если продажа активов осуществляется с дисконтом в размере менее 90 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке) в течение трех месяцев с даты осуществления (исполнения) сделки (операции);
- или не менее 10 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке (в случае если продажа активов осуществляется с дисконтом в размере более 90 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке), в течение трех месяцев с даты осуществления (исполнения) сделки (операции).
— Дополнительные требования существуют. Сделки, если они направлены на отчуждение долей/ценных бумаг российских хозяйственных обществ лицами из недружественных государств, предполагают:
- наличие дисконта в размере не менее 50 % от рыночной стоимости соответствующих активов по отчету об оценке;
- установление ключевых показателей эффективности для покупателей и (или) приобретаемого ими хозяйственного общества. Они должны предусматривать, в том числе и сохранение технологического потенциала и основного вида экономической деятельности такого хозяйственного общества, а также сохранение рабочих мест и исполнение обязательств по договорам, заключенным им с другими юридическими лицами.
— На законодательном уровне такие сроки рассмотрения документов не определены. Вместе с тем, как показывает практика, в связи с массовыми обращениями заявителей в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сроки рассмотрения документов могут достигать 3-4 месяцев.
— В какие дополнительные органы государственной власти необходимо представлять документы в связи с получением разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на совершение сделок, направленных на отчуждение долей/ценных бумаг российских хозяйственных обществ лицами из недружественных государств?
— Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций при совершении сделок, направленных на отчуждение долей/ценных бумаг российских хозяйственных обществ лицами из недружественных государств, рекомендует заявителям обращаться также в профильные министерства (ведомства), курирующие российские юридические лица по основному виду деятельности, в целях получения ходатайства данного министерства (ведомства) о выдаче заявителю разрешения Правительственной комиссии на совершение указанной сделки.
— Мы затронули вопрос отчуждения недвижимого имущества. Если сделка с участием лиц из недружественных государств направлена на отчуждение ими недвижимого имущества, его рыночная стоимость обязательно должна быть определена оценочными компаниями из списка Правительственной комиссии?
— Нет, при совершении сделок с участием лиц из недружественных государств, направленных на отчуждение недвижимого имущества указанными лицами, не требуется привлекать в обязательном порядке для оценки оценочную компанию из списка, утвержденного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Однако есть рекомендация о том, что оптимально было бы предпочесть оценщиков из списка.
— Артем, вы рассказали о самых важных деталях получения разрешения. Чтобы бы вы порекомендовали участникам сделок для того, чтобы увеличить шансы на получение разрешения?
— Для этого необходимо следовать нормам законодательства Российской Федерации, внимательно отнестись к сбору документов и запастись терпением. Но еще лучше - заручиться помощью опытного юриста.